ТВОРЧЕСТВО НАТАЛЬИ АКАКИНОЙ. ЖУРНАЛ "КЛАУЗУРА".

01 марта
ТВОРЧЕСТВО НАТАЛЬИ АКАКИНОЙ.  ЖУРНАЛ "КЛАУЗУРА".

 

Художница из Оренбурга Наталья Владимировна Акакина хорошо известна в родном городе. Ее эффектные картины маслом, выполненные в стремительной и живой манере, нравятся многим, а шелковые платки с авторскими принтами уже получили первую известность  в России под брендом «Оренбургский НЕпуховый платок».     

 

В разговоре о личности всегда хочется дойти до истоков, понять, где та точка роста, которая дала сегодняшние плоды.  Детство Натальи прошло в творческой обстановке. Рисовать девочка начала рано , и первые уроки, как это часто бывает в семье художника , ей давал папа-Владимир Иванов-живописец по образованию. У Наталья традиционный для профессиональных художников бэкграунд:  художественная школа ,институт, пленэры и выставки, сейчас уже собственная студия, где она преподает и работает.   

 

Большинство работ художницы выполнено в жанре цветочного натюрморта панно и пейзажа. А в центре ее творческой вселенной находится цвет. Фантастическая,  на грани эпатажа яркость красок на ее картинах -это не средство привлечения внимания, это способ художественного проникновения в тайны видимого мира. Цвет в ее работах стал инструментом для выражения личного отношения художницы к видимой сфере вообще.    Анри  Матисс как-то сказал: «Нам нужны только те живописцы, которые наделены даром переводить свои внутренние чувства в цвет и рисунок». Наталья, определенно , такой дар имеет, и, что очень ценно, постоянно его развивает.   

 

Источник вдохновения для Натальи -окружающий нас  мир ,но видит она его глазами художника , в натуре находит красоту, которая открывается только ей. Она не придумывает новые миры, а извлекает лучшее из того, что уже создано природой. Такой чисто женский подход к творческим задачам, приводит не к фиксации, а к преображении предметов привычного мира под кистью художницы. Преображение происходит естественно и гармонично, без натуги и зримых усилий, ведь запечатлевает Наталья не формы и фактуры предметов, с чем справится и фотоаппарат, а свои эмоции и чувства. Именно поэтому нет в ее творчестве двух одинаковых картин, как не может быть двух одинаковых эмоций в разные моменты времени. Каждая ее работа-заложник уникального мгновения, неповторимого момента бытия, возникших и ушедших эмоций.   Декоративность ,яркость ,чистота красок, и их звучные сочетания играют главную роль в ее работах.   

 

Палитра живописца может многое рассказать о своем хозяине. Недаром дощечки с засохшими холмиками краски выставляют в музеях наравне с картинами знаменитых художников. У Натальи заметно особое отношение к  своей  палитре , настолько значимое для нее, что эта часть рабочего инструментария художницы,  стала «героем» ее нескольких картин. Так, на картине «Палитра», закругленная дощечка выглядит как окно в сказочный мир, полный света и ярких образов. Драгоценные  россыпи цвета и цветов - будто отпечаток иной, художественной реальности, где из хаоса красок рождается красота (недаром эти два слова так похожи), а художнику  остается «лишь» увидеть ее и показать увиденное зрителю. В другой картине «Палитра на воде» звучит та же тема, но в ином, метафорическом понимании. Море, полное оттенков розового и голубого цвета, отражающих состояние неба  -тоже палитра красок на холсте, выверенная до мелочей цветовая , уже почти беспредметная композиция. Еще чуть-чуть и эмоциональный импрессионизм  в этой работе может превратиться в абстрактный экспрессионизм, но Наталья чувствует грань с беспредметностью и никогда ее не переходит. В этой работе видится ключ к пониманию творческого мировоззрения автора . Это особенный взгляд на мир сквозь палитру красок, палитру художественных возможностей и любимых материалов.   

 

Наталья работает преимущественно мазком, мастихином, густо накладывая яркие мазки цвета, не столько лепит ими форму предметов, сколько проявляет свет и контрасты. Отсюда и особое свечение ее работ. Кажется ,что сияющий пейзаж « Солнечный вечер»  написан не маслом, а драгоценной поталью,  расплавленным  золотом , а картина «Серебряная ночь» с тем же сюжетом вобрала все оттенки благородного серебра, среди бликов и отражения которого, возникло море с парусными лодками. 

 

Морские пейзажи с неизменными мачтами кораблей стали для автора «полем» для колористических экспериментов, многие из которых , несомненно удачны. Эксперименты эти направлены на овладение цветом во всей его чистоте, яркости, звучности; цветом, не потерявшим свежесть в результате бесконечных правок.   Если посмотреть на ряд работ Натальи Акакиной  в их ретроспективе, то заметно , как творчество автора эволюционирует ,а это является обязательным условием живой развивающейся личности. Так, в ранних картинах , присутствует  разбеленность    и бледность  колорита, цвет еще подчиняется моделировке предметов светом и тенью, но постепенно утверждается как главное начало в ее картинах. Краски, положенные рядом  - не случайная комбинация, каждый мазок усиливает соседний. Предметы становятся важными лишь постольку, поскольку являются носителями цвета и интересны в своих сочетаниях.   

 

В букетах цветов 2016г «Фиолетовое свечение» и «Фейерверк цвета» вызывающе крупные красочные мазки едва намечают пятно вазы и отдельные цветы, а сочетания цветовых соотношений и контрасты- осознанно заданное эмоциональное содержание работ. 

 

В творчестве Натальи Акакиной  появляется тема окна, не только как изображение настоящего окна конкретного дома , но и в переносном смысле, как грани между разными измерениями бытия. Окна старинных  изб («Брошенный дом», «Дом с  оберегом» 2016г, «Трудное счастье» 2017г.)-это те картины, где реально существующее окно становится плоскостью трансформации, той гранью, за которой просвечивает другая, ушедшая или непознанная жизнь. 

 

В картинах «Под небом голубым есть город золотой», « Зеркало реальности», «Жизнь прекрасна» (2015г), «Эхо»(2017г), встречаются мир наших будней и словно скрытый за пеленой другой , то ли утраченный , то ли еще не обретенный, но несомненно , лучший мир, который может таинственно проступить сквозь стекло, отразиться в зеркале или почудится среди воздушных потоков. Наталья-художник романтического      склада с лирическим взглядом на мир, с выраженным эмоциональным отношением к предметам и явлениям этого мира.   

 

Цвета на ее полотнах интенсивнее, чем в натуре, формы -условнее , отказ от теней и воспроизведения объемов, цветовые упрощения-все это превращает ее картины в декоративные композиции, насыщенные яркими положительными эмоциями, переданными красками. Именно поэтому эти изображения, будучи перенесены на шелковую ткань ,не теряют своей декоративной ценности даже превращаясь в модный женский аксессуар.   

 

Наталья не только пишет картины, но и применяет свои художественные способности в области дизайна тканей  и одежды. Она -создатель бренда « Оренбургский НЕпуховый платок». В  планах художницы  - работа над собственными коллекциями одежды и ,конечно ,живописные эксперименты.   

 

Картины Натальи Акакиной нравятся людям : интеллектуалам и финансовой элите, горожанам, далеким от мира искусства. Ведь в них привычные, знакомые всем  предметы становятся проводниками сильных эмоций, выраженных преимущественно цветом  .В этом –сила художницы, сумевшей передать зрителю свои ощущения посредством красок. 

 

 

Смотреть оригинал                                         

-----